X

Какие проблемы позволяет решить проект Прозоро?

Старый формат проведения тендеров по закупкам товаров и услуг государственными предприятиями и организациями целиком дискредитировал себя. Потребность в полной модернизации этой системы возникла уже давно, но внедрить ее, уже как готовый продукт удалось только в 2016 году. С 01 августа все предприятия госсектора обязаны покупать товары и услуги через электронные закупки ProZorro. Внедрение электронной площадки выбрано не случайно именно на тендерных закупках, ведь это примерно половина годового бюджета страны, около 250 млрд. гривен, да еще не менее 100 млрд. гривен в год средств государственных предприятий. Ожидаемая экономия бюджета при использовании электронных торгов порядка 50 млрд. гривен в год.

Однако это не единственные преимущества системы. Публичность и прозрачность торгов обеспечивает равные возможности для всех потенциальных поставщиков, а возможность отследить все данные после оглашения победителя и подписания с ним договора является довольно эффективным средством борьбы с коррупцией.

Еще публичные торги являются простым уважением к налогоплательщикам, ведь любой зарегистрировавшийся на официальной платформе «Прозоро» — «Держзакупивли онлайн» может проследить за процессом торгов и подробно проанализировать результат.

При использовании бюджетных средств при помощи системы «Прозоро» можно решить ряд наболевших проблем, однако некоторые вопросы еще требуют доработки. С точки зрения обеспечения в товарах и услугах потребностей государства, следует поднять два важных вопроса:

  • правильное определение реальных потребностей;
  • устранение процесса создание тендера и потребности под конкретного поставщика.

Первый вопрос еще требует анализа и доработки, и здесь есть над чем поработать, а вот вторую проблему, по большей части удалось решить при помощи системы «Прозоро».

С точки зрения экономии государственных средств:

  • cвоевременность определения срока проведения тендера с учетом годовых циклов, особенностей рынков и товарных циклов, прочих факторов, сезонно влияющих на стоимость;
  • cоздание здоровой конкуренции среди поставщиков и равных прав для них, как следствие, возможность получить наилучшую цену на выходе.

Первый вопрос требует тщательного анализа и оптимизации, тут еще требуется доработка, а второй вопрос удалось разрешить практически на 100% при помощи внедрения ProZorro.

 С точки зрения стимулирования малого и среднего бизнеса и его поддержки:

  • устранение необоснованных ограничений при формировании тендерной заявки, отсутствие лоббизма и принятие решения при квалификации участников;
  • обеспечение своевременной оплаты со стороны государственных предприятий и организаций за поставленные товары и услуги.

Первый вопрос наиболее оптимально решается именно внедрением электронного аукциона, на сегодня не существует более эффективного средства. Второй вопрос остается проблематичным, но некоторые шаги все же сделаны в этом направлении.

Во-первых, высокая конкуренция позволяет сэкономить денежные средства, а это способствует более гибкому их использованию.

Во-вторых, существует в системе «Прозоро» возможность отслеживать историю оплат, что является дополнительным критерием безопасности бизнеса, при принятии решения об участии в конкретном тендере. В случае положительной истории оплат, доверие к заказчику выше и наоборот.

Однако полностью решить проблему своевременности  оплат только средствами системы «Прозоро» затруднительно. Здесь необходима государственная регуляторная политика. Как вариант, поставка работ или услуг осуществляется под государственные гарантии. В этом случае бизнес будет застрахован от контакта с конкретным чиновником, и получит оплату по договору при соответствующем пополнении бюджета.

Оптимизация тендерных закупок очень важный шаг на пути решения проблем в нашей стране, хотя таких шагов необходимо сделать еще много, но вселяет оптимизм, что процесс все же удалось запустить и назад дороги уже нет.