Однако это не единственные преимущества системы. Публичность и прозрачность торгов обеспечивает равные возможности для всех потенциальных поставщиков, а возможность отследить все данные после оглашения победителя и подписания с ним договора является довольно эффективным средством борьбы с коррупцией.
Еще публичные торги являются простым уважением к налогоплательщикам, ведь любой зарегистрировавшийся на официальной платформе «Прозоро» — «Держзакупивли онлайн» может проследить за процессом торгов и подробно проанализировать результат.
При использовании бюджетных средств при помощи системы «Прозоро» можно решить ряд наболевших проблем, однако некоторые вопросы еще требуют доработки. С точки зрения обеспечения в товарах и услугах потребностей государства, следует поднять два важных вопроса:
- правильное определение реальных потребностей;
- устранение процесса создание тендера и потребности под конкретного поставщика.
Первый вопрос еще требует анализа и доработки, и здесь есть над чем поработать, а вот вторую проблему, по большей части удалось решить при помощи системы «Прозоро».
С точки зрения экономии государственных средств:
- cвоевременность определения срока проведения тендера с учетом годовых циклов, особенностей рынков и товарных циклов, прочих факторов, сезонно влияющих на стоимость;
- cоздание здоровой конкуренции среди поставщиков и равных прав для них, как следствие, возможность получить наилучшую цену на выходе.
Первый вопрос требует тщательного анализа и оптимизации, тут еще требуется доработка, а второй вопрос удалось разрешить практически на 100% при помощи внедрения ProZorro.
С точки зрения стимулирования малого и среднего бизнеса и его поддержки:
- устранение необоснованных ограничений при формировании тендерной заявки, отсутствие лоббизма и принятие решения при квалификации участников;
- обеспечение своевременной оплаты со стороны государственных предприятий и организаций за поставленные товары и услуги.
Первый вопрос наиболее оптимально решается именно внедрением электронного аукциона, на сегодня не существует более эффективного средства. Второй вопрос остается проблематичным, но некоторые шаги все же сделаны в этом направлении.
Во-первых, высокая конкуренция позволяет сэкономить денежные средства, а это способствует более гибкому их использованию.
Во-вторых, существует в системе «Прозоро» возможность отслеживать историю оплат, что является дополнительным критерием безопасности бизнеса, при принятии решения об участии в конкретном тендере. В случае положительной истории оплат, доверие к заказчику выше и наоборот.
Однако полностью решить проблему своевременности оплат только средствами системы «Прозоро» затруднительно. Здесь необходима государственная регуляторная политика. Как вариант, поставка работ или услуг осуществляется под государственные гарантии. В этом случае бизнес будет застрахован от контакта с конкретным чиновником, и получит оплату по договору при соответствующем пополнении бюджета.
Оптимизация тендерных закупок очень важный шаг на пути решения проблем в нашей стране, хотя таких шагов необходимо сделать еще много, но вселяет оптимизм, что процесс все же удалось запустить и назад дороги уже нет.