На сегодня, результаты исследования деятельности системы электронных закупок показывают:
- стоимость подачи жалоб является скорее сдерживающим фактором для участников, чем фактором выявления проблем в закупках;
- количество неоплаченных или поданных неверно жалоб тормозит работу комиссии АМКУ и затягивает торги;
- механизм не способен выявить случаи манипулирования подачами жалоб (троллинг);
- большая часть участников не доверяет системе подачи жалоб или не знает, как она работает.
Стоит уточнить, что подача жалоб на сегодня для участников стоит: 5000 гривен для тендера по закупке товаров или услуг, 15000 гривен при закупке работ. Для многих компаний малого или среднего бизнеса это достаточно ощутимая сумма, поэтому и уровень недоверия здесь выше, особенно в случаях, когда претензию не удовлетворяют.
В некоторых странах ЕС, а их 11% вообще не берется плата за подачу жалобы, а в 39% стран такая сумма является дифференцированной, т.е. зависит от ожидаемой суммы закупки, и составляет 1-3%.
Департаментом регулирования публичных закупок готовится Постановление КМУ, в котором планируется введение дифференцированной платы за подачу жалобы. Вводятся следующие суммы: 0,3% от стоимости закупки, но не меньше 2000 гривен, если жалоба подается до окончания срока подачи предложений от участников; 0,6% от стоимости закупки, но не меньше 3000 гривен, если жалоба подается после окончания аукциона.